VICTOR SX-3 это добротная японская винтажная акустика 1974г. с бумажным НЧ и купольным твитером в оформлении закрытый ящик, но уже требует некоторого внимания, 45 лет от роду срок немаленький, как правило у всех треск из аттенюаторов, подвес НЧ динамика желательно обработать защитным средством, отреставрировать корпуса, проверить электролиты в фильтре. В отличие от акустики Diatone и других, в Victor SX-3, SX-5, SX-7, SX-500 используются подвесы динамиков на основе каучука, армированные тканью, такие подвесы не дубеют и не требует специального размягчения.
Почему нельзя просто взять и поменять компоненты кроссовера на современные лучшего качества с точки зрения звука?
Частое мнение на аудиофорумах, что чем меньше сопротивление катушки на НЧ, тем лучше. Это верно, но когда вы проектируете и настраиваете свою собственную авторскую акустику. Меняете компоненты в уже сведенной заводской АС? Нет возможности заниматься замерами АЧХ до/после? Тогда заменяйте номинал в номинал по всем параметрам деталей для получения результата не хуже, чем было. Сопротивления катушек индуктивности и ESR конденсаторов учитываются при финальном сведении заводской акустики. Потребуется хороший LCR метр. В данном примере у нас двухполоска JVC Victor SX-3, как правило, для двух полос всегда можно намотать катушки на воздушном сердечнике.
Остерегайтесь улучшателей с Авито, уродующих акустику, "мы тут поменяли старый японский динамик на такой же, только Visaton и стало ещё лучше!" Пара наглядных примеров - Victor SX-5 и Onkyo S-6000:
Ну и заодно всё остальное поменяли. Что стало лучше, где графики, измерения, подбор, где новый фильтр под другой динамик. Ничего этого нет, но «стало лучше». Покупайте побольше, несите подальше, но гарантия до двери:) Продавцы винтажной аудиотехники любят рассказывать об идеальном состоянии акустики, всё работает, без пробега по России (будто бы это преимущество), дефектовку никто не делает, но миф об аккуратных японцах не более чем миф, они легко собирают акустику на продажу на аукционе из нескольких штук. Как говорится только бизнес, ничего личного.
Серьезно что-либо улучшить можно грамотной заменой динамиков, но это уже будет совсем другая АС с другим фильтром, такой задачи у нас нет. В данном случае предстоит обновить компоненты кроссовера на современные, биполярные электролитические конденсаторы, в большинстве своем деградирующие со временем, заменяем на вечные пленочные неполярные конденсаторы(полипропилен), катушки на железных сердечниках меняем на катушки без сердечников. Ничего не имеем против катушек на сердечниках в трехполосках на НЧ, там им и место, но в двухполосках искажения из-за сердечников вполне будут слышны.
Вскрываем акустическую систему, фильтр довольно простой, на ВЧ второй порядок, составной биполярный электролитический конденсатор ELNA 10мкф из 6+4мкф и катушка, на НЧ одна катушка и опциональный делитель напряжения на двух керамических резисторах, подключается регулятором BASS ADJUST.
По мануалу рекомендуется включить этот селектор в положение ON, если бас гудит, или акустика установлена в углу комнаты, если по-простому, то регулятор просто уменьшает количество баса.
Почему установлен составной конденсатор, неужели в 1974 году не было конденсаторов на 10мкф? Очень просто, для уменьшения сопротивления ESR, при параллельном соединении двух конденсаторов оно значительно уменьшается. Такое соединение актуально только для электролитических конденсаторовов, у пленочников и так ESR плавает в районе нуля.
Замеряем конденсаторы. Нас интересует, уплыла ли емкость и ESR от времени.
Результаты замеров: C1= 5.97мкф ESR=0.92Ом; C2=4.3мкф ESR=1.27Ом. Вольтаж 25В. Общий ESR 0.5Ом.
Конденсаторы в норме, емкости соответствуют номиналам, значениям ESR позавидуют новые электролиты. В принципе можно не менять. ELNA делает хорошие конденсаторы, прошло 45 лет, а они как новые. Теперь самое интересное: ESR составного электролита 0.5Ом, если ставим пленочник с ESR=0, то для сохранения заводского тонального баланса АС необходимо перед конденсатором поставить резистор 0.5Ом. Резистор в цепи твитера, поэтому выбирайте максимально хороший, например C5-37В NI. В данной акустической системе этого можно не делать, так как есть аттенюатор на ВЧ для регулировки уровня.
Замеряем индуктивность и сопротивление DCR катушек, как правило на катушках маркировки нет.
Результаты замеров: L1=0.7мГн DCR=0.28Ом(НЧ), L2=0.31мГн DCR=0.17ом(ВЧ).
Делаем точные копии по значениям сопротивления и индуктивности, но на воздушном сердечнике. Очень удачно удалось попасть один к одному в значения сопротивлений с проводом 1.25мм. Дешевые китайские измерители не советуем, они показывают каждую неделю новые показания. Рекомендуем DER EE DE-5000. Можно прислать катушки нам, измерим и подберем варианты, уже несколько раз так делали.
Было в наличии три вида конденсаторов(К78-34, К78-19, К73-79), решили все попробовать, чтобы выбрать наиболее близкий к оригинальному тональному балансу АС, им оказался К78-19, хороший ровный конденсатор с приятным звуком для двухполосок. В трехполоску на ВЧ поставили бы К78-34, но в данной АС с ним почему-то ощущался провал на средних частотах, коими собственно и славятся Victor SX-3, вокал и струнные инструменты звучат изумительно.
Резисторы оставляем стоковые, они на НЧ, и то опционально. Раскраиваем кусок ДВП 3мм для платы кроссовера, саморезы для крепелния берем из нержавейки или латуни, так как рядом будут катушки. На данном фото маленькую катушку надо бы немного развернуть в сторону большой. Всё крепим на силиконовый клей.
Внутренняя разводка АС сделана очень тонким проводом, похоже на 0.3мм2, заменяем на медь 1мм2. К слову, во второй версии акустики Victor SX-3II проводка уже с завода идет более толстая.
Все разъемные соединения динамиков заменяем на пайку. Входные терминалы внимания не требуют, но при желании можно поменять на винтовые под банан.
Сравниваем в слепом тесте колонку в стоке и на современных комплектующих, ушла глухота(электролиты) и грязь в звуке(сердечники), появились чистые ВЧ. Наибольший эффект дает замена конденсатора и катушки на ВЧ. На этом всё, колонки готовы радовать нас своим звуком следующие 40 лет;)
Для примера замерили АЧХ и импеданс при помощи Dayton Audio Omnimic и DATS.
Замеры в жилом помещении!
Замер импеданса акустики:
Приехали ещё несколько пар акустики Victor SX-3 под реставрацию и восстановление.
После реставрации и восстановления корпусов АС, замены комплектующих, на акустику выдается наш фирменный гарантийный сертификат на 1 год со списком проделанных работ и наши контакты. Так что ценность акустики не снижается, если захотите её в будущем продать. Сами японцы обычно меняют только конденсаторы на пленочные Dayton Audio и входные клеммы на винтовые.
Нет комментариев
Добавить комментарий